EventHeads.ru 2014
Чувство юмора по праву можно назвать одним из основных качество успешного ведущего. Оно помогает не только рассмешить гостей и найти подход к аудитории, но и выйти из неловкой ситуации или сгладить неприятный момент. О том, можно ли научиться шутить и как развить в себе природные способности к юмору, мы поговорили с одним из лучших ведущих Санкт-Петербурга, входящих в Топ 13 Лучших ведущих, Александром Поляковым.
У человека, который выбирает себе профессию ведущего, задатки чувства юмора должны быть врожденными. Но при этом, конечно, его можно и нужно развивать. Например, читая юмористические произведения. Это тот базис, на котором потом проще построить собственный юмор. Я обожаю Ильфа и Петрова, люблю перечитывать их романы и даже фельетоны. Периодически мне это очень пригождается, когда кто-то начинает цитировать произведения. Была ситуация, когда меня спросили: «А со стороны какой деревни пришел Остап и что он нес в руках?» Я говорю: «Со стороны деревни Шапитовки, в руках у него была астролябия». 1:0 в мою пользу.
Как таковому юмору научиться невозможно, если он не дан, но очень много можно развить в себе, зная, читая и черпая это у классиков: Зощенко, Ильф и Петров, Эрдман, Марк Твен. Потом на этой базе получится создавать свое, ответвлять, развивать.
На первом этапе, конечно, нужно готовиться и где-то выписывать себе шутки. При этом не факт, что эти заготовки получится использовать, все может пойти совсем по-другому. В процессе работы, через год, два, три, четыре писать уже не потребуется, в голове постоянно будет 10% заготовок, штампов, которые всегда можно применить. Например, посреди мероприятия встает гость и говорит: «Можно я тост скажу?». Тогда ты говоришь: «Конечно, можно! А как Вас зовут?» - «Андрей» - «Очень приятно, Андрей!» и тут ди-джей должен подыграть и включить песню «Привет, Андрей» - и все засмеялись. Это первый пласт юмора. Второй пласт: «Андрей, у нас же специально для Вас есть песня. Давай, включай». И он включает «Валееееера». А бывает третий уровень юмора, когда говоришь «Как тебя зовут?» - «Андрей» - «Андрей, Вы первым выступаете, прям Андрей Первозванный». Это не все понимают, но кто-то поймет и подумает: «Интересно шутит, молодец».
Даже этот короткий диалог может быть как фельетон, спич, небольшая миниатюра, сценка. И все думают: каждый раз он так про Андрея шутит. Но хороший ведущий как раз не каждый раз одно и то же использует, он каждый раз что-то новое придумывает, потому что у него база есть, он и про одно, и про другое может поговорить. Где-то в новостях мелькнул какой-то Андрей и он тут же это приплетет и все это будет подано так, что не просто человек сказал тост и все зашуршали тарелками, а уже начинается твой спектакль. А для этого нужно читать много, знать много, постоянно в информационном потоке находится – это уже больше к навыкам хорошего ведущего в целом относится.
Очень острый вопрос – стоит ли шутить над фамилиями или городами. Я думаю, можно, когда это юмор действительно тонкий. Например, есть на празднике гость с фамилией Варьенгард. «Посмотрите, какая интересная необычная фамилия. Во-первых, такую фамилию мало кто выговорит. А во-вторых, людей с такой фамилией в мире всего… - Сколько вас в семье человек? - Сегодня с нами Вадим Варьенгард. Позвольте представиться, Александр Розенкранц, давайте дружить фамилиями!» На городе тоже можно завязаться. «Город Курск – как зовут жителей города Курск? Правильно, куряне. А жителей города Гусь Хрустяльный? Гусяки. Пока я представляю следующего артиста, подумайте, как зовут жителей города из двух букв я, а такой есть, как зовут жителей города Яя? Ну, варианты? А они яицы».
Ситуации и аудитория бывают разными, иногда нужно и мальчишники в сауне проводить, и корпоративы на каком-нибудь заводе по производству шасси. Если чувствуешь, что тебе это не по силам, что контакт и подход не найти, лучше вообще не браться за такие мероприятия. Ни в коем случае не надо опускаться до публики - нужно, наоборот, тянуть публику за собой. Если аудитория требует «низкого» юмора, все равно нельзя опускаться. Не всегда сразу, где-то с полшажка начать, дать серединную версию. Например, «Я Вас любил, чего же боле…или в вашей версии «Я Вас любил, а **** толку». К такому моменту всегда нужно быть готовым. Для этого существуют встречи с заказчиками, с организаторами. К концу мероприятия люди должны понимать, что ты выше, ты интереснее, им хочется идти за тобой.
Если ты будешь на их уровне, начнется панибратство. По этой же причине нельзя садится за стол. Это все не правильно. Ты артист, ты для них высший эталон. Если хочется услышать, какой ты молодец – сядь где-нибудь в уголке с кофе, сами подойдут и похвалят, тогда и складывай эти похвальбы в свою корзину тщеславия. А вообще этим заниматься нельзя.
Если вдруг наступил ступор (со всеми бывает, все мы люди), нужно взять паузу: «Секунду, внимание, мысль гоняется… Вот она, вот она - никто не сбил меня!» и продолжать. Я советую открыто сказать публике, особенно если это молодой ведущий: «Блин, тупанул, ребята. Начинаем с начала, добрый вечер! Обнуляемся, все мы люди». Людям тоже хочется видеть ведущего человеком, подноготную какую-то. После этого они наоборот за тебя будут. Или так выйти из ситуации: «Ничего на ум не приходит кроме стихов» и стихи прочитать. А чтоб стихи наизусть помнить, нужно читать много. Или бывает, что гости читают поздравления в стихах. «Такие стихи красивые у вас, дадите ссылочку? – Я сам писал! - А я так и думал! Я с вами, конечно, не сравнюсь, но у меня есть посвящение для нашей прекрасной Маргариты от ее мужа, он меня попросил за него написать. Они короткие: Травка зеленеет/Выросли цветы/Мне никто не нужен в этом мире/Кроме ты».
Несколько таких заготовок нужно всегда в голове держать – это возвращаясь к вопросу подготовки. Это пригодится и в том случае, если шутка «не зашла». Тогда ситуацию спасет пара-тройка старых проверенных шуток на эту же тему. Хотя, конечно, если ты не уверен в удачности шутки, лучше ее не запускать.
Вообще шутки, особенно в начале карьеры ведущего, лучше проверять на родственниках. Они люди близкие и, если шутка пошла, скажут: «класс! смешно», если нет, то «фуфло какое-то». Лучше обкатать, пусть это потом будет как некая заготовка, но проверенная. Если же шутка рождается спонтанно, но ты не уверен, что она зайдет, то лучше не надо, а если прям прет, чувствуешь, что она выстрелит, то выдавай. Если из десяти шуток восемь зайдет, то те две сотрутся. А вот если из трех две не зайдут, то в цифровом эквиваленте ты проиграешь, лучше бы не шутил.
Подводя некий итог, можно сказать, что успех шуток во многом зависит от широкого кругозора и хорошего понимания аудитории. А для этого нужно очень много знать, постоянно развиваться и внимательно слушать заказчика.